15.04.2022

Виды, устройство, особенности эксплуатации амортизаторов

Виды, устройство, особенности эксплуатации амортизаторов

Элементы подвески автомобиля сглаживают неровности дороги и гасят колебания, но постепенно ломаются. Важно знать существующие виды и особенности амортизаторов, чтобы правильно выбирать их для своего авто. Нужно следить за состоянием машины, уметь определять проблемы с демпферной частью, своевременно заменять элементы подвески для исправной работы. В этом поможет наш обзор.

Назначение и принцип работы амортизаторов

Прямое соединение колес и кузова недопустимо, поскольку сильная вибрация быстро бы разрушала места крепления. Поэтому была предусмотрена подвеска, играющая роль демпфера. Система состоит из пружин, сайлентблоков, амортизаторов, стабилизаторов, рычагов и прочих элементов. Передние и задние пружины поддерживают кузов в ровном положении. Когда машина попадает на неровную дорогу, она сильно раскачивается.

Предназначение автомобильного амортизатора ― стабилизировать кузов, погасив раскачивание.

Сейчас такие устройства всегда работают по двухстороннему типу. Если колесо попало в яму, машина проседает вниз ― стойка работает на отбой. При наезде на кочку, авто подбрасывает вверх ― стойка работает на сжатие. Задача автомобильного демпфера везде одинаковая ― принять поступившую энергию и преобразовать ее в тепловую, чтобы удар не перешел на кузов. Последний должен остаться на прежнем уровне, независимо от неровностей на дороге.

Чем лучше устройство подвески справляется с этой задачей, тем комфортнее находится в машине, дольше служат крепежные узлы и детали.

Устройство

Все разновидности автомобильных амортизаторов имеют:

  • шток;
  • поршень;
  • рабочую полость;
  • резервуар;
  • верхнюю и нижнюю проушины.

Внутри большинства видов находится масло, выступая в качестве рабочего тела. Гидравлический модуль нагревается, забирая на себя энергию от работы поршня. Жидкость внутри одновременно предназначена для смазывания трущихся деталей. 

Через проушины устройство крепится в стойку с пружиной. Для этого применяется специальное приспособление, стягивающее последнюю. Это позволяет надеть и затянуть центральную гайку. Затем стойка монтируется на автомобиль, прикрепляясь вверху к опорам (стаканам), а внизу к кулаку, мосту, задней балке (в зависимости от особенностей подвески). У большинства видов легковых авто имеется 4 амортизатора (2 передних и 2 задних). Они работают в паре с пружинами или рессорами. 

Как понять, что пора менять амортизаторы

Водители должны знать основные признаки, указывающие на проблемы с автомобильной подвеской:

  • сильное раскачивание кузова после проезда неровностей (лежачих полицейских, кочек);
  • значительное кивание переда авто при торможении;
  • неравномерный износ шин;
  • стук в момент наезда на кочку;
  • увод авто в сторону при ровном положении руля;
  • вибрация по кузову и на педали тормоза во время замедления движения.

Более точно узнать состояние поможет осмотр конструкции. При проверке обращают внимание на шток. Если на нем видны масляные потеки (запотевает), значит сальники уже не герметичны, уровень масла понизился, устройство пора менять.

Еще один способ проверки автомобильных амортизаторов ― раскачка кузова руками. Открывают капот, надавливают руками сверху на стойку и отпускают. Если кузов быстро стабилизируется, значит демпфер исправный. При продолжительном успокоении работу уже нельзя назвать хорошей, и деталь нужно менять.

Производители машин рекомендуют менять амортизаторы парно (два передних или два задних), чтобы исключить перекос кузова или разную скорость отработки неровностей.

 

Некоторые отдают предпочтение только оригинальной продукции, другие выбирают аналоги. Какие поставщики автомобильных амортизаторов считаются проверенными и имеют положительные отзывы, можно посмотреть здесь.

Попутно проверка может показать разрыв сайлентблоков рычагов, что тоже сказывается на комфорте поездки. Полный список всех деталей, отвечающих за быструю и плавную отработку неровностей перечислен здесь на примере авто Passat.

Последствия езды на неисправных амортизаторах

Каждый водитель должен понимать последствия езды на неисправных амортизаторах. Проезд неровностей будет сопровождаться ударом стойки в опоры. При неоднократных воздействиях металл стаканов начнет деформироваться, автомобильная стойка изменит положение, начнется неравномерный износ покрышек, авто будет уводить в сторону. Возможны трещины в металле, что потребует сварочных работ и покраски. Поэтому лучше сразу заменить устройство на исправное, чтобы сэкономить на ремонте в будущем. 

Виды амортизаторов по конструкции

Существует несколько основных видов автомобильных амортизаторов, отличающихся по устройству, габаритам, конструкции и эффективности работы. Наиболее востребованные в Москве и других городах РФ ― это: однотрубные (монотрубные), двухтрубные, комбинированные газомасляные. Чтобы увидеть, какой тип и конкретная модель подойдет к автомобилю, необходимо ввести VIN-номер машины в поле поиска в каталоге.

Однотрубные (монотрубные)

Как ясно из названия, этот вид состоит из одной трубы, внутри которой перемещается шток и поршень. Еще в устройстве есть дополнительная камера с газом, находящимся под высоким давлением 18-25 атм. Масло и газ не смешиваются благодаря герметичной плавающей перегородке между ними. Газовая камера компенсирует изменение объема гидравлической камеры.  

Данный вид является наиболее оптимальным для спортивной езды, хорошо отрабатывает неожиданно возникшие неровности, подходит для разбитых дорог и бездорожья. Поскольку газ отделен от основной камеры герметичной плавающей перегородкой, нет эффекта вспенивания рабочего тела. Поэтому нет кавитации при повышенных нагрузках, таких как ралли.  

Плюсы этого вида подвески:

  • сокращение тормозного пути на 5-20%;
  • небольшие крены при вхождении в повороты;
  • не нуждается в прокачке перед установкой;
  • имеет длительный ресурс;
  • можно устанавливать устройства на автомобиль под разными углами;
  • медленный нагрев за счет большой площади поршня и толстой емкости резервуара;
  • колеса сильнее давят на дорожное покрытие, что предотвращает аквапланирование;
  • повышенная безопасность движения.

Поскольку в стойках используется газ и масло, их называют газомасляными. По качеству работы эти автомобильные устройства возглавляют рейтинг амортизаторов. Но существует один значительный минус ― более высокая цена, чем у других видов. Такие модели требуют более точных размеров и прочных материалов, чтобы выдерживать повышенное давление, а это влечет рост себестоимости.

Из-за особенностей конструкции этот вид более крупный, чем аналоги, поэтому подходит не к каждому автомобилю. Практика показывает, что устройство критично к перекосам штока, приводящим к заклиниванию. Поэтому газомасляные модели требуется устанавливать в профессиональных мастерских, дабы избежать будущих поломок и аварийных ситуаций.

Двухтрубные

Устройство двухтрубного автомобильного амортизатора имеет два соосных цилиндра ― внутренний и наружный. В первом находится масло, а второй остается пустым, пока машине не едет. Во время начала движения и наезда на препятствия во внутреннем цилиндре поршень сжимает масло и перепускает его в наружный отсек, играющий роль компенсаторного.

Плюсами такого вида являются:

  • простота исполнения;
  • небольшие затраты на производство и невысокая себестоимость;
  • ремонтопригодность;
  • невысокое внутреннее давление, поэтому низкая вероятность протечки;
  • компактные размеры, подходящие к разным видам авто;
  • даже при небольшом подтекании емкости масла хватает на несколько лет эксплуатации;
  • достойная надежности при спокойной манере вождения;
  • эффективная работа в городских дорожных условиях.

Но автомобильная подвеска с таким исполнением не подходит для резких поворотов и экстренных торможений. В автоспорте такие виды не применяются. Это объясняется тем, что при частой работе поршня масло с воздухом активно перемешиваются, образуя пену. За счет нее замедляется теплообмен, стойки перегреваются. Если масло закипит, устройство совсем перестанет работать, что приведет к передаче ударов на кузов, в рулевое управление, сидения.

С такими амортизаторами не рекомендуется передвигаться на высоких скоростях, поскольку работа подвески не успевает отреагировать, возникает аквапланирование. Шток с обозначением “А” должен устанавливаться только вверх, иначе увеличивается неподрессоренная масса. Эффективность подвески с таким типом стоек ухудшается очень плавно, поэтому можно долго ездить на б/у амортизаторах.

Комбинированные газомасляные

Есть комбинированные версии, конструктивно схожие с двухтрубными, только вместо воздушной камеры используется отсек со сжатым газом. Назначение последнего ― подавлять образование пены. Комбинированные газомасляные устройства хорошо проявляют себя на неровных дорогах, но важно их правильно прокачать перед установкой.

Стоит знать! Существуют отдельно газовые версии, но в автомобильной подвеске они не применяются.

Пневмобаллоны ― это элементы регулируемой пневматической подвески, и к газовым они не относятся. Они позволяют регулировать высоту дорожного просвета для проезда бездорожья и удобной посадки. 

Регулировка амортизаторов

Регулируемые амортизаторы позволяют настраивать режим езды из салона машины под конкретный тип дороги или манеру вождения. Зачастую регулировка возможна по трем положениям: спортивное, комфортное и среднее (универсальное). В спортивном режиме ход штока небольшой, раскачивания минимальны. Кузов стабилизируется мгновенно, но такой тип автомобильной подвески считается жестковатым. При комфортном режиме ход поршней увеличивается, повышается плавность отработки неровностей, но это больше подходит для хороших дорог с периодическими ямками.

Регулировать работу подвески можно по-разному, в зависимости от устройств, предусмотренных производителем. Гидромеханическая система с дополнительным клапаном позволяет запускать больше масла в резервуар для обеспечения плавной езды. Бывают электромагнитные клапана (соленоиды), у которых изменяется внутреннее сечение, влияющее на пропускную способность. Это делает амортизатор жестким или мягким. Регулировка устройства возможна автоматическая (адаптивная подвеска) или ручная, кнопкой из салона.   

Срок службы всех видов стоек зависит от манеры вождения и качества дорожного покрытия. Еще на штоки воздействуют дорожные реагенты, песок и грязь, что приводит к коррозии и истиранию сальника. Важно следить за состоянием подвески и вовремя менять амортизаторы на исправные.